back-image

Сертификация ХАССП (НАССР)

  • Все виды работ
  • Цены ниже по рынку
  • Более 500 положительных отзыва
  • Гарантия 5 лет
Я согласен на обработку персональных данных

Сертификат ХАССП – это официальное документальное подтверждение разработанной, внедренной и реально действующей у экономического субъекта системы менеджмента безопасности пищевой продукции (СМБПП). Хотя процедура сертификации проводится на добровольной основе, применение принципов HACCP обязательно для предприятий, относящихся к пищевой промышленности и косвенно соприкасающихся с продуктовым ассортиментом. Благодаря разрешительному документу сертифицированный владелец повышает уровень конкурентоспособности и снижает риски начисления штрафных санкций контролирующими структурами.

Сущность сертификации ХАССП

Каждый зарегистрированный в РФ субъект хозяйствования, задействованный в производстве или реализации продуктов питания, независимо от формата производства, вида торговли или торгового посредничества, обязан внедрять систему ХАССП. Упорядоченная концепция разработана, чтобы исключить поставки некачественных продуктов питания, способных негативно отразиться на потребителях и находится под пристальным вниманием проверяющих органов. Обязательность построения СМБПП предусмотрена тех. регламентом Евразийского экономического союза - ТР ТС 021/2011 с соблюдением предварительных требований по безопасности пищевой продукции, зафиксированных по отраслям в российских стандартах:

  • ГОСТ Р 54762 – для производства продуктовой линейки;
  • ГОСТ Р 56746 – для общепита;
  • ГОСТ Р 56669 – для сельхозпродукции;
  • ГОСТ Р 56398 – для упаковочных материалов.

Внимание! Схема сертификации HACCP закреплена в международном стандарте ISO 22000, а для отечественных производителей, продавцов и посредников продуктового ассортимента воплощена в отечественном аналоге ГОСТ Р ИСО 22000. Чтобы сертифицировать компанию, претенденту нужно не просто теоретически прописать требования в документации, а обеспечить их практическое выполнение с учетом постоянного совершенствования внедренной и действующей СМБПП. 

Сертификат ХАССП – это доказательство соблюдения сертифицированной компанией фундаментальных принципов, обеспечивающих безопасность при производстве продуктов питания, заложенных в основу сертификации. Если требования перестали выполняться, то первый плановый (проводящийся раз в год) или внеплановый (инициированный заинтересованными лицами) инспекционный контроль приостановит либо аннулирует действие разрешительного документа.

Подлежащие сертификации HACCP отрасли

Поскольку обязанность по внедрению и обеспечению работоспособности ХАССП возложена на пищевую промышленность и смежные отрасли, оценка соответствия предусмотрена для предприятий:

  • агропромышленного комплекса, занятых растениеводством, животноводством и переработкой сельхозпродукции;
  • производителей готовой пищевой продукции, полуфабрикатов, ингредиентов и добавок;
  • логистики, осуществляющих перевозку продуктов питания;
  • оптовой и розничной торговли, занимающихся сбытом продуктового ассортимента;
  • посредников, оказывающих услуги по упаковке, сортировке и хранению пищевой продукции;
  • общепита, обслуживающего клиентов приготовлением блюд как в ресторанных заведениях, так и в уличных ларьках.

Чтобы получить сертификат ХАССП, кандидату нужно сформировать внутренний регламент в качестве руководства и организовать регулярный мониторинг для реального функционирования системы управления, базирующейся на внедрении СМБПП. Без постоянного контроля и заполнения учетных регистров концепция будет признана недействующей, а даже выданный разрешительный документ подлежащим приостановке действия или досрочному прекращению.  Ведь сертификат – это документальное удостоверение налаженной работающей управленческой системы.

Цель внедрения и отличия ХАССП

Сравнительно юный термин ХАССП в виде упорядоченной системы, обязательной для внедрения в России с 2015 года, не означает отсутствие программ производственного контроля ранее. Однако отличие HACCP заключается в объединении созданных внутренних регламентов с контрольными мероприятиями по их реализации применительно к конкретной компании. Концепция создается в целях:

  • предельного снижения факторов риска вместо абсолютной ликвидации;
  • создания системы контроля с регулярным анализом результирующих показателей на практике, а не закрепления обобщенных тезисов в теории;
  • передачи полномочий и ответственности каждому обособленному отделу или подразделению для продуктивной работы в команде;
  • привлечения к исполнению обязанностей для замещения вакантных должностей подготовленный персонал, прошедший обучение и аттестацию;
  • безопасности всей производственной цепочки, что приводит к выпуску пищевой продукции надлежащего качества.

Вместо единых обобщенных требований, прописанных в ТР ТС и законодательных актах, при разработке ХАССП каждый экономический субъект должен определить зоны риска и наметить корректирующие мероприятия для минимизации.  Цель СМБПП в качестве основного элемента HACCP – обеспечить поэтапный контроль процесса производства и сбыта. 

Основополагающие принципы HACCP

Система ХАССП предусматривает не набор обобщенных требований, а разработанную и адаптированную концепцию к бизнес-процессам предприятия. Для получения сертификата компании предстоит создать и внедрить систему управления качеством, в основу которой заложено семь принципов:

  1. Анализ зон риска. При оценке исследуется вероятность наступления негативных инцидентов и тяжесть возможных последствий. 
  2. Выявление критических контрольных точек. По каждому производственному циклу фиксируются отдельные элементы или процедуры, попадающие в группу риска, например, игнорирование рецептуры или термических показателей. 
  3. Фиксация предельно допустимых значений для каждой контрольной точки. Предприятие формирует «вилку» максимальных и минимальных величин с недопустимым выходом за пределы. 
  4. Регулярный мониторинг. Результаты наблюдений и измерений фиксируются в учетных регистрах для разработки методов контроля, способствующих ликвидации рисков.
  5. Корректирующие действия. По выявленным отклонениям разрабатываются мероприятия, позволяющие установить сверхдопустимые величины и определить операции, требующиеся для срочного проведения.
  6. Постоянный контроль. Систематический аудит даст возможность проанализировать работу СМБПП в динамике и наметить действия по совершенствованию. 
  7. Документирование всех процедур. Для признания системы действующей все мероприятия необходимо отражать в предусмотренных регистрах. 

Справка! Для оформления сертификата ХАССП компании нужно выполнить все прописанные в стандарте ИСО 22000 требования практически вместо составления теоретических постулатов. Каждый сотрудник должен изучить и пройти тестирование по принципам HACCP применительно к исполнению должностных обязанностей. Ведь незнание и невыполнение экстренных действий в критической ситуации одним работником может привести к непригодности всей партии пищевой продукции.  

 Ответственность за отсутствие ХАССП

Поскольку сертификация является добровольной процедурой, привлечение к административной ответственности субъектов хозяйствования – это мера воздействия за отсутствие внедренной и функционирующей HACCP. Однако даже выданный сертификат соответствия при выявленном проверяющими структурами практическом бездействии управленческой системы не защитит хозяйствующего субъекта от штрафных санкций. При установленном нарушении впервые размеры штрафов в рублевом эквиваленте составляют (ст. 14.43 КоАП РФ):

  • 10-20 тыс. рублей – для должностных лиц, которым делегированы полномочия контроля внедрения и аудита действия ХАССП; 
  • 20-30 тыс. рублей – для физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей;
  • 100-300 тыс. рублей – для предприятий независимо от организационно-правовой собственности, вида коммерческой деятельности, связанной с продуктами питания, объемов производства и товарооборота. 

Предупреждение! При повторном выявлении нарушения либо причинения вреда здоровью, вызванного, например, массовыми отравлениями от употребления в пищу некачественной продукции, штрафные санкции удваиваются или утраиваются. В качестве альтернативного наказания предусмотрена приостановка бизнеса с изъятием сырья, полуфабрикатов и остатков продуктов. 

Преимущества оформления сертификата ХАССП

В основу управленческой концепции заложены фундаментальные принципы с адаптацией к конкретному предприятию, получившие признание международным сообществом. Внедрение ХАССП свидетельствует о выявлении зон риска и разработке мероприятий, направленных на их ликвидацию на всех этапах производства от заготовки сырья до доставки продуктового ассортимента покупателям. Несмотря на необязательность сертификации HACCP, прохождение оценки соответствия позволяет владельцу разрешительного документа:

  • экспортировать товары во все государства мира благодаря международному признанию HACCP, свидетельствующему о показателях качества товарных категорий;
  • размещать продуктовый ассортимент наряду со стационарными объектами на маркетплейсах с целью расширения сегмента сбыта и привлечения новых покупателей;
  • снизить производственную себестоимость продукции из-за непрерывного контроля технологических циклов;
  • увеличить объем продаж и повысить рентабельность производства пищевого ассортимента за счет повышения доверия действующих и потенциальных покупателей;
  • участвовать в тендерах, аукционах и конкурсах для получения оптовых заказов, финансируемых бюджетом;
  • размещать маркировку  HACCP на товарах, упаковке и товаросопроводительной документации для стимулирования сбыта;
  • сформировать репутацию о компании, как о лице, заботящемся о показателях качества производимого ассортимента среди потенциальных инвесторов и контрагентов.

На заметку! Хотя экономический субъект вправе отказаться от процедуры сертификации, он не может проигнорировать требования относительно внедрения и функционирования управленческой системы. В правовом аспекте HACCP – это сформированное руководство по обнаружению, количественному измерению, контролю и аннулированию рисков в процессе производства и реализации пищевой продукции. Документальное подтверждение сертификатом ИСО укрепит положение владельца в занятом рыночном сегменте. 

Порядок сертификации по стандарту ИСО 22000

Оформлением сертификатов HACCP занимаются аккредитованные и зарегистрированные в СДС Росстандарта органы. Для оценки соответствия и выдачи разрешительного документа предусмотрен алгоритм, состоящий из действий заявителя и уполномоченного органа:

  1. Подача заявки хозяйствующим субъектом с комплектом документальных приложений, включая:

  • регистрационную, техническую и учредительную документацию инициатора;
  • описание циклов производства и используемого оборудования;
  • разрешительные документы (добровольные и обязательные сертификаты, декларации, технические условия, применяемые стандарты, лицензии);
  • документооборот в отношении разработанной и внедренной компанией СМБПП (графики, журналы, положения и прочие учетные регистры);
  • документы по организационной структуре, численности списочного состава наемного персонала, должностные инструкции или альтернативную документацию с установлением должностных обязанностей;
  • реквизиты и контактные данные заявителя.
  1. Рассмотрение обращения сертификационным центром, сопровождающимся:

  • проверкой документации, разработкой дополнительных документальных приложений и организацией документооборота (при отсутствии);
  • анализом производства и внедрением HACCP;
  • составлением акта о результатах проведенного анализа, предшествующего выдаче сертификата ХАССП.

Внимание! Срок действия выданного разрешительного документа, служащего официальным подтверждением разработки и внедрения системы ХАССП, составляет три года. По завершении трехлетнего периода компания может пройти ресертификацию, чтобы подтвердить стабильность СМБПП и соблюдение принципов HACCP. Для подтверждения действующей системы проводится ежегодный инспекционный контроль. При получении неудовлетворительных результатов действие сертификата приостанавливается до устранения замечаний, а при игнорировании требований прекращается досрочно. 

Центр поможет разработать и внедрить концепцию HACCP, базирующуюся на системе менеджмента качества, а также получить сертификат соответствия. Эксперты изучат документооборот и производственные циклы, предоставят консультации по обеспечению работоспособности внедренной системы управления. Владелец сертификата снизит производственные издержки, а ежегодный контроль, предусмотренный стандартом ИСО 22000, повысит лояльность представителей Роспотребнадзора при плановых и внеплановых проверках и доверие перспективных кредиторов и инвесторов к сертифицированной компании. Направляйте заявки!

 

Смотрите также: сертификация ИСО 22000

Что включить в пакет документов?
Заявку, заполненную от имени руководящего лица
Учредительные документы, св-ва ИНН, ОГРН
Сведения об эксплуатируемых помещениях или зданиях (договор аренды или свидетельство о собственности и планы помещений)
Сертификаты на используемое на предприятии оборудование, а также на изготавливаемую продукцию
Другое (по требованию)

Обращайтесь в наш центр сертификации  "Серткачество" для получения более подробной информации.