Сертификация товаров для маркетплейсов

Сертификация товаров для маркетплейсов

Получить сертификат соответствия для маркетплейсов, необходимо чтобы легализовать торговлю на виртуальных витринах. Реализуемая в РФ продукция должна быть безопасной для потребителей. Поэтому перед выпуском ее в обращение обязательно оформляется разрешительная документация. Подтверждение безопасности проводится и в том случае, если организована онлайн-продажа.

Определение маркетплейса

Маркетплейс - торговая онлайн-платформа, выступающая в качестве посредника между продавцами и покупателями. 

Каталог реализуемой через площадку продукции публикуется на официальном сайте или в специальном мобильном приложении. В карточках товара можно найти его описание и фото, имеющиеся размеры, цену, сроки доставки, отзывы. Маркетплейс дает возможность предпринимателям продвигать изделия на рынке России без открытия собственного интернет-магазина.

Покупатели выбирают и заказывают товары, отслеживают доставку в личном кабинете. Оплачивать покупку можно сразу или при доставке изделий.

Какие маркетплейсы существуют в России

Самыми известными онлайн-площадками, работающими на территории России, являются:

  1. Wildberries. Занимает первое место по популярности. Организует торговлю всей разрешенной продукцией. Продавцам предоставляет склады для хранения партии изделий по всей стране, что ускоряет доставку. Имеет много пунктов выдачи.
  2. Ozon. Вторая по товарообороту онлайн-платформа в РФ. Уступает Wildberries по количеству складских помещений и пунктов выдачи, поэтому доставляет товары дольше, но берет меньшую комиссию.
  3. Яндекс.Маркет. Привлекает предпринимателей низкими комиссионными сборами, а покупателей - скидками и дешевой продукцией.
  4. Мегамаркет. Не сотрудничает с самозанятыми, за счет чего теряет потенциальных партнеров. Пункты выдачи организованы в отделениях Сбербанка даже в небольших городах.
  5. СДЭК. Это маркетплейс с собственной службой доставки “СДЭК”, небольшим объемом купли-продажи и очень низкими комиссиями.

Кроме того, на российском онлайн-рынке работают торговые площадки “Леруа Мерлен”, Lamoda, Avito и другие. Платформы предлагают разные условия сотрудничества. Но в любом случае перед продавцами встает вопрос, нужен на продукцию сертификат для продажи на маркетплейсах или нет.

Требования маркетплейсов по сертификации

Продавцы, заключая договор с маркетплейсом, должны обеспечить соответствие реализуемых через площадку товаров требованиям законодательства. К основным нормативно-правовым актам (НПА), которые устанавливают критерии безопасности изделий, относятся:

  • Техрегламенты ЕАЭС (ТР ТС / ТР ЕАЭС) - регулируют требования к большинству товарных категорий и действуют во всех странах Таможенного союза;
  • Постановление Правительства РФ № 2425 - содержит перечни товаров, подлежащих обязательной оценке по государственным стандартам;
  • Решение КТС № 299 - регламентирует нормы санитарно-гигиенической безопасности изделий;
  • Федеральный закон № 123 - регулирует пожарную безопасность продукции;
  • Федеральный закон № 323 от 21.11.2011 - устанавливает требования к реализации лекарственных препаратов и медицинских изделий.

Если товар подпадает под действие указанных нормативов, то его продажа возможна только после подтверждения соответствия и оформления обязательной разрешительной документации.

Помимо этого, на отдельные товарные группы обязательной является маркировка в системе “Честный знак”. Например, регистрировать в системе уже сейчас нужно:

  • обувь;
  • изделия легкой промышленности; 
  • шубы;
  • духи и туалетная вода;
  • фотоаппараты;
  • безалкогольные напитки;
  • велосипеды;
  • кресла-коляски;
  • шины.

Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации и маркировке, периодически уточняется. 

Какие документы нужны для торговли на маркетплейсе

В зависимости от вида продукции и норматива, который регламентирует ее безопасность, для торговли на маркетплейсах оформляется разная разрешительная документация:

  • сертификат;
  • декларация;
  • свидетельство о государственной регистрации (СГР);
  • регистрационное удостоверение (РУ).

Получить сертификат соответствия для маркетплейсов можно в аккредитованных сертификационных органах. Декларацию в большинстве случаев оформляет в реестре заявитель. СГР выдает Роспотребнадзор, медицинские изделия - Росздравнадзор.

За нарушения законодательства в области сертификации наказывают не только предпринимателей, но и торговые онлайн-площадки. Поэтому по требованию маркетплейса продавец обязан предоставить разрешительный документ или отказное письмо (ОП). В противном случае каталог с товарами удаляется из поиска. Если предприниматель игнорирует требования несколько раз, договор с ним может быть расторгнут.

Какие товары подлежат обязательной сертификации

Продукция, на которую обязательно нужно получить сертификат для маркетплейса или зарегистрировать декларацию, указана в профильных ТР ТС и в перечнях, утвержденных ПП РФ № 2425. Изделия, которые сертифицируют на пожаробезопасность, перечислены в Распоряжении Правительства № 3646-р от 29.12.2020

К таким товарам относится:

  • одежда;
  • постельное белье;
  • обувная продукция;
  • продовольствие;
  • стройматериалы;
  • лакокрасочная продукция;
  • игрушки для пользователей младше 14 лет;
  • парфюмерия;
  • косметические средства;
  • бытовые электроприборы и инструменты;
  • бытовые химикаты;
  • батарейки;
  • корма для домашних животных;
  • мебель.

Чтобы узнать, подпадает продукция под обязательную оценку соответствия или нет, нужно правильно ее идентифицировать и проверить по актуальным перечням регламентов ЕАЭС и другим нормативным актам.

Каким товарам сертификация не нужна

Торговать через маркетплейс без сертификата, декларации и иной разрешительной документации можно в том случае, если на изделия не распространяется действие тех. регламентов ЕАЭС или российских нормативно-правовых актов.

Например, не подлежат обязательной оценке соответствия следующие товарные группы:

  • предметы для декорирования помещений (подсвечники, картины, простые рамки для фотографий, статуэтки);
  • бижутерия для взрослых (бусы, броши, браслеты и другие украшения из бисера, керамики, поделочных камней, недрагоценных металлов);
  • елочные игрушки без электрики;
  • сувенирная продукция (магниты на холодильник, календарики, брелоки, поделки из керамики, камня или дерева);
  • канцелярия, которая предназначена только для взрослых;
  • книги для пользователей от 18 лет;
  • продукция для рукоделия (спицы, крючки, пяльцы);
  • спортинвентарь без электрики (скакалки, канаты, ленты для фитнеса, маты);
  • клетки, кормушки, лотки, поводки для животных.

На такую продукцию маркетплейс может потребовать отказное письмо. Предприниматели вправе дополнительно получить на изделия добровольный сертификат качества и загрузить его фото в карточке, чтобы привлечь внимание потребителей и повысить объем продаж.

Штрафы за отсутствие сертификации

Отсутствие обязательной разрешительной документации служит поводом для применения административных мер воздействия. Например, за нарушение требований технических регламентов ЕАЭС КоАП РФ предусмотрены штрафы:

  • до 2000 руб. для физических лиц;
  • 20000 руб. для должностных лиц;
  • 30000 руб. для индивидуальных предпринимателей;
  • 300000 руб. для юридических лиц.

Если несертифицированные товары причинят вред жизни и здоровью потребителей, то физическим лицам придется заплатить уже до 4000 руб., должностным лицам - до 30000, ИП - до 40000, юридическим лицам - до 600000. 

За повторное нарушение требований законодательства штрафные санкции еще больше:

  • до 5000 руб. для физических лиц;
  • 40000 руб. для должностных лиц;
  • 50000 руб. для ИП;
  • 1 млн руб. для юридических лиц.

Помимо штрафов, подконтрольную продукцию могут конфисковать, а деятельность предприятия приостановить на срок до трех месяцев.

Что оформлять: декларацию, сертификат или отказное письмо

Тип разрешительного документа зависит от товарной группы и норматива, по которому будет проходить оценка соответствия.

Например, обязательная сертификация для Wildberries, Ozon и других торговых онлайн-площадок проводится:

  • для бытовой техники;
  • детской обуви, мебели и игрушек;
  • нательного белья для взрослых;
  • постельного белья;
  • СИЗ;
  • цемента;
  • труб ПВХ;
  • тротуарной плитки и т. д.

Оценка соответствия в формате декларирования проходит для продуктов питания, большинства парфюмерно-косметических средств, одежды второго и третьего слоя, посуды, теплоизоляционных материалов, аккумуляторных батареек, обоев, комбикормов и т. д.

Получение СГР предусмотрено не только Решением КТС № 299, но и некоторыми профильными ТР ТС. Например, свидетельство о госрегистрации обязательно нужно оформить:

  • на детские подгузники;
  • посуду и одежду для детей до 3 лет;
  • туалетную бумагу;
  • детскую косметику;
  • средства для химической завивки волос, автозагара и депиляции;
  • спортивное питание;
  • минеральную воду;
  • биологически активные добавки.

На некоторые виды товаров оформляют несколько разрешительных документов. Например, на стиральные порошки сначала по требованиям Решения КТС № 299 получают в Роспотребнадзоре СГР, а потом регистрируют декларацию по ПП РФ № 2425.

В основном срок действия обязательных сертификатов, деклараций и СГР, оформленных по требованиям ТР ТС, не превышает 5 лет. СГР, полученное в соответствии с Решением КТС № 299, действует бессрочно.

На товары, не требующие сертификации, для маркетплейсов нужно получить отказное письмо. Оно носит информационный характер, разъясняет, что изделие не нуждается обязательной оценке соответствия и может реализовываться в торговых сетях без разрешительной документации. Срок действия ОП не устанавливают.

Процесс получения разрешительной документации

Сертификаты и декларации соответствия для маркетплейсов можно оформить при содействии сертификационного центра «Серткачество». Процедура проходит в следующем порядке:

  • обращение в сертификационный центр;
  • идентификация товара;
  • определение НПА и схемы для оценки;
  • расчет стоимости оформления;
  • заключение договора о сотрудничестве;
  • сбор необходимой для процедуры документации;
  • организация экспертизы образцов в аккредитованной лаборатории;
  • получение протоколов испытаний (ПИ);
  • оформление разрешительной документации в уполномоченных органах.

Декларирование продукции проводят через сайт Росаккредитации. Для оформления отказного письма проводить лабораторные испытания изделий не нужно.

Необходимые документы

Оформить сертификат соответствия, декларацию, СГР и иную разрешительную документацию у самозанятых не получится Заявителем могут выступать ИП и юридические лица, которые являются изготовителями или их представителями, действующими по договору уполномоченного лица (ДУЛ).

Для прохождения процедуры понадобятся:

  • копии регистрационных документов заявителя;
  • описание товарного ассортимента (наименование, состав, модель, размер и т. п.);
  • ГОСТ, технические условия (ТУ) и иной документ, по которому производится отечественная продукция;
  • эксплуатационная документация (например, инструкция по применению, схемы монтажа);
  • документы, которые подтверждают легальность использования производственных площадок;
  • контракт на поставку и т. д.

Чтобы зарегистрировать декларацию, заявителю нужна электронная подпись (ЭП).

Особенности сертификация для разных маркетплейсов

Сертификация товара для “Озон”, “Яндекс. Маркета” и иных маркетплейсов проводится так же, как и для реализации в стационарных магазинах. Разрешительный документ оформляется в соответствии с профильными НПА после подтверждения безопасности образцов в лабораторных условиях.

По-разному на платформах организована продажа новых товарных групп. Одни онлайн-маркеты не разрешают торговлю, пока продавец не предоставит разрешительный документ. На других площадках товары доступны для заказа до загрузки сертификатов и деклараций в течение нескольких дней.

Торговая платформа тоже несет административную ответственность за реализацию несертифицированной продукции. Если маркетплейс запрашивает разрешительную документацию, а ее не предоставляют, то карточка товара блокируется, а предприниматель рискует потерять место для онлайн-продаж.

Сроки получения и цены

Длительность проведения и цена сертификации продукции для маркетплейса зависит от нескольких факторов:

  • вида товара;
  • регламента и схемы оценки соответствия;
  • объема продукции;
  • наличия необходимых для процедуры документов.

Чтобы избежать лишних трат, быстро оформить нужный разрешительный документ или отказное письмо, обратитесь за помощью к специалистам ЦС «Серткачество». Консультации бесплатные. 

 

Смотрите также: сертификация на ОЗОН

Задать вопрос специалисту
Мы подготовим предложение за 15 минут
Схема работы
  • Заявка
  • Расчет стоимости
  • Договор
  • Оплата
  • Оказание услуг
  • Доставка оригиналов
Наши преимущества
  • Прозрачные условия Заключение договора с указанием конечной стоимости
  • Опытные менеджеры Менеджеры имеют профильное образование, проходят аккредитацию
  • Многолетний опыт в сфере сертификации С каждым годом мы расширяем область аккредитации
Аттестат аккредитации

Аттестат № RA.RU.10МИ05 в области: строительные материалы, в частности щебень, песок, сухие смеси, цемент, кирпич и прочее 

 

 

 

Наши специалисты
Связаться со специалистом
Наши партнёры