- Главная
- Полезная информация
- Сертификация товаров для маркетплейсов
Сертификация товаров для маркетплейсов
Получить сертификат соответствия для маркетплейсов, необходимо чтобы легализовать торговлю на виртуальных витринах. Реализуемая в РФ продукция должна быть безопасной для потребителей. Поэтому перед выпуском ее в обращение обязательно оформляется разрешительная документация. Подтверждение безопасности проводится и в том случае, если организована онлайн-продажа.
Определение маркетплейса
Маркетплейс - торговая онлайн-платформа, выступающая в качестве посредника между продавцами и покупателями.
Каталог реализуемой через площадку продукции публикуется на официальном сайте или в специальном мобильном приложении. В карточках товара можно найти его описание и фото, имеющиеся размеры, цену, сроки доставки, отзывы. Маркетплейс дает возможность предпринимателям продвигать изделия на рынке России без открытия собственного интернет-магазина.
Покупатели выбирают и заказывают товары, отслеживают доставку в личном кабинете. Оплачивать покупку можно сразу или при доставке изделий.
Какие маркетплейсы существуют в России
Самыми известными онлайн-площадками, работающими на территории России, являются:
- Wildberries. Занимает первое место по популярности. Организует торговлю всей разрешенной продукцией. Продавцам предоставляет склады для хранения партии изделий по всей стране, что ускоряет доставку. Имеет много пунктов выдачи.
- Ozon. Вторая по товарообороту онлайн-платформа в РФ. Уступает Wildberries по количеству складских помещений и пунктов выдачи, поэтому доставляет товары дольше, но берет меньшую комиссию.
- Яндекс.Маркет. Привлекает предпринимателей низкими комиссионными сборами, а покупателей - скидками и дешевой продукцией.
- Мегамаркет. Не сотрудничает с самозанятыми, за счет чего теряет потенциальных партнеров. Пункты выдачи организованы в отделениях Сбербанка даже в небольших городах.
- СДЭК. Это маркетплейс с собственной службой доставки “СДЭК”, небольшим объемом купли-продажи и очень низкими комиссиями.
Кроме того, на российском онлайн-рынке работают торговые площадки “Леруа Мерлен”, Lamoda, Avito и другие. Платформы предлагают разные условия сотрудничества. Но в любом случае перед продавцами встает вопрос, нужен на продукцию сертификат для продажи на маркетплейсах или нет.
Требования маркетплейсов по сертификации
Продавцы, заключая договор с маркетплейсом, должны обеспечить соответствие реализуемых через площадку товаров требованиям законодательства. К основным нормативно-правовым актам (НПА), которые устанавливают критерии безопасности изделий, относятся:
- Техрегламенты ЕАЭС (ТР ТС / ТР ЕАЭС) - регулируют требования к большинству товарных категорий и действуют во всех странах Таможенного союза;
- Постановление Правительства РФ № 2425 - содержит перечни товаров, подлежащих обязательной оценке по государственным стандартам;
- Решение КТС № 299 - регламентирует нормы санитарно-гигиенической безопасности изделий;
- Федеральный закон № 123 - регулирует пожарную безопасность продукции;
- Федеральный закон № 323 от 21.11.2011 - устанавливает требования к реализации лекарственных препаратов и медицинских изделий.
Если товар подпадает под действие указанных нормативов, то его продажа возможна только после подтверждения соответствия и оформления обязательной разрешительной документации.
Помимо этого, на отдельные товарные группы обязательной является маркировка в системе “Честный знак”. Например, регистрировать в системе уже сейчас нужно:
- обувь;
- изделия легкой промышленности;
- шубы;
- духи и туалетная вода;
- фотоаппараты;
- безалкогольные напитки;
- велосипеды;
- кресла-коляски;
- шины.
Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации и маркировке, периодически уточняется.
Какие документы нужны для торговли на маркетплейсе
В зависимости от вида продукции и норматива, который регламентирует ее безопасность, для торговли на маркетплейсах оформляется разная разрешительная документация:
- сертификат;
- декларация;
- свидетельство о государственной регистрации (СГР);
- регистрационное удостоверение (РУ).
Получить сертификат соответствия для маркетплейсов можно в аккредитованных сертификационных органах. Декларацию в большинстве случаев оформляет в реестре заявитель. СГР выдает Роспотребнадзор, медицинские изделия - Росздравнадзор.
За нарушения законодательства в области сертификации наказывают не только предпринимателей, но и торговые онлайн-площадки. Поэтому по требованию маркетплейса продавец обязан предоставить разрешительный документ или отказное письмо (ОП). В противном случае каталог с товарами удаляется из поиска. Если предприниматель игнорирует требования несколько раз, договор с ним может быть расторгнут.
Какие товары подлежат обязательной сертификации
Продукция, на которую обязательно нужно получить сертификат для маркетплейса или зарегистрировать декларацию, указана в профильных ТР ТС и в перечнях, утвержденных ПП РФ № 2425. Изделия, которые сертифицируют на пожаробезопасность, перечислены в Распоряжении Правительства № 3646-р от 29.12.2020
К таким товарам относится:
- одежда;
- постельное белье;
- обувная продукция;
- продовольствие;
- стройматериалы;
- лакокрасочная продукция;
- игрушки для пользователей младше 14 лет;
- парфюмерия;
- косметические средства;
- бытовые электроприборы и инструменты;
- бытовые химикаты;
- батарейки;
- корма для домашних животных;
- мебель.
Чтобы узнать, подпадает продукция под обязательную оценку соответствия или нет, нужно правильно ее идентифицировать и проверить по актуальным перечням регламентов ЕАЭС и другим нормативным актам.
Каким товарам сертификация не нужна
Торговать через маркетплейс без сертификата, декларации и иной разрешительной документации можно в том случае, если на изделия не распространяется действие тех. регламентов ЕАЭС или российских нормативно-правовых актов.
Например, не подлежат обязательной оценке соответствия следующие товарные группы:
- предметы для декорирования помещений (подсвечники, картины, простые рамки для фотографий, статуэтки);
- бижутерия для взрослых (бусы, броши, браслеты и другие украшения из бисера, керамики, поделочных камней, недрагоценных металлов);
- елочные игрушки без электрики;
- сувенирная продукция (магниты на холодильник, календарики, брелоки, поделки из керамики, камня или дерева);
- канцелярия, которая предназначена только для взрослых;
- книги для пользователей от 18 лет;
- продукция для рукоделия (спицы, крючки, пяльцы);
- спортинвентарь без электрики (скакалки, канаты, ленты для фитнеса, маты);
- клетки, кормушки, лотки, поводки для животных.
На такую продукцию маркетплейс может потребовать отказное письмо. Предприниматели вправе дополнительно получить на изделия добровольный сертификат качества и загрузить его фото в карточке, чтобы привлечь внимание потребителей и повысить объем продаж.
Штрафы за отсутствие сертификации
Отсутствие обязательной разрешительной документации служит поводом для применения административных мер воздействия. Например, за нарушение требований технических регламентов ЕАЭС КоАП РФ предусмотрены штрафы:
- до 2000 руб. для физических лиц;
- 20000 руб. для должностных лиц;
- 30000 руб. для индивидуальных предпринимателей;
- 300000 руб. для юридических лиц.
Если несертифицированные товары причинят вред жизни и здоровью потребителей, то физическим лицам придется заплатить уже до 4000 руб., должностным лицам - до 30000, ИП - до 40000, юридическим лицам - до 600000.
За повторное нарушение требований законодательства штрафные санкции еще больше:
- до 5000 руб. для физических лиц;
- 40000 руб. для должностных лиц;
- 50000 руб. для ИП;
- 1 млн руб. для юридических лиц.
Помимо штрафов, подконтрольную продукцию могут конфисковать, а деятельность предприятия приостановить на срок до трех месяцев.
Что оформлять: декларацию, сертификат или отказное письмо
Тип разрешительного документа зависит от товарной группы и норматива, по которому будет проходить оценка соответствия.
Например, обязательная сертификация для Wildberries, Ozon и других торговых онлайн-площадок проводится:
- для бытовой техники;
- детской обуви, мебели и игрушек;
- нательного белья для взрослых;
- постельного белья;
- СИЗ;
- цемента;
- труб ПВХ;
- тротуарной плитки и т. д.
Оценка соответствия в формате декларирования проходит для продуктов питания, большинства парфюмерно-косметических средств, одежды второго и третьего слоя, посуды, теплоизоляционных материалов, аккумуляторных батареек, обоев, комбикормов и т. д.
Получение СГР предусмотрено не только Решением КТС № 299, но и некоторыми профильными ТР ТС. Например, свидетельство о госрегистрации обязательно нужно оформить:
- на детские подгузники;
- посуду и одежду для детей до 3 лет;
- туалетную бумагу;
- детскую косметику;
- средства для химической завивки волос, автозагара и депиляции;
- спортивное питание;
- минеральную воду;
- биологически активные добавки.
На некоторые виды товаров оформляют несколько разрешительных документов. Например, на стиральные порошки сначала по требованиям Решения КТС № 299 получают в Роспотребнадзоре СГР, а потом регистрируют декларацию по ПП РФ № 2425.
В основном срок действия обязательных сертификатов, деклараций и СГР, оформленных по требованиям ТР ТС, не превышает 5 лет. СГР, полученное в соответствии с Решением КТС № 299, действует бессрочно.
На товары, не требующие сертификации, для маркетплейсов нужно получить отказное письмо. Оно носит информационный характер, разъясняет, что изделие не нуждается обязательной оценке соответствия и может реализовываться в торговых сетях без разрешительной документации. Срок действия ОП не устанавливают.
Процесс получения разрешительной документации
Сертификаты и декларации соответствия для маркетплейсов можно оформить при содействии сертификационного центра «Серткачество». Процедура проходит в следующем порядке:
- обращение в сертификационный центр;
- идентификация товара;
- определение НПА и схемы для оценки;
- расчет стоимости оформления;
- заключение договора о сотрудничестве;
- сбор необходимой для процедуры документации;
- организация экспертизы образцов в аккредитованной лаборатории;
- получение протоколов испытаний (ПИ);
- оформление разрешительной документации в уполномоченных органах.
Декларирование продукции проводят через сайт Росаккредитации. Для оформления отказного письма проводить лабораторные испытания изделий не нужно.
Необходимые документы
Оформить сертификат соответствия, декларацию, СГР и иную разрешительную документацию у самозанятых не получится Заявителем могут выступать ИП и юридические лица, которые являются изготовителями или их представителями, действующими по договору уполномоченного лица (ДУЛ).
Для прохождения процедуры понадобятся:
- копии регистрационных документов заявителя;
- описание товарного ассортимента (наименование, состав, модель, размер и т. п.);
- ГОСТ, технические условия (ТУ) и иной документ, по которому производится отечественная продукция;
- эксплуатационная документация (например, инструкция по применению, схемы монтажа);
- документы, которые подтверждают легальность использования производственных площадок;
- контракт на поставку и т. д.
Чтобы зарегистрировать декларацию, заявителю нужна электронная подпись (ЭП).
Особенности сертификация для разных маркетплейсов
Сертификация товара для “Озон”, “Яндекс. Маркета” и иных маркетплейсов проводится так же, как и для реализации в стационарных магазинах. Разрешительный документ оформляется в соответствии с профильными НПА после подтверждения безопасности образцов в лабораторных условиях.
По-разному на платформах организована продажа новых товарных групп. Одни онлайн-маркеты не разрешают торговлю, пока продавец не предоставит разрешительный документ. На других площадках товары доступны для заказа до загрузки сертификатов и деклараций в течение нескольких дней.
Торговая платформа тоже несет административную ответственность за реализацию несертифицированной продукции. Если маркетплейс запрашивает разрешительную документацию, а ее не предоставляют, то карточка товара блокируется, а предприниматель рискует потерять место для онлайн-продаж.
Сроки получения и цены
Длительность проведения и цена сертификации продукции для маркетплейса зависит от нескольких факторов:
- вида товара;
- регламента и схемы оценки соответствия;
- объема продукции;
- наличия необходимых для процедуры документов.
Чтобы избежать лишних трат, быстро оформить нужный разрешительный документ или отказное письмо, обратитесь за помощью к специалистам ЦС «Серткачество». Консультации бесплатные.
Смотрите также: сертификация на ОЗОН
-
Прозрачные условия Заключение договора с указанием конечной стоимости
-
Опытные менеджеры Менеджеры имеют профильное образование, проходят аккредитацию
-
Многолетний опыт в сфере сертификации С каждым годом мы расширяем область аккредитации